
Для кого нужна эта миссия?
Христианин рождается в купели крещения, и не важно в каком возрасте это происходит. В России крестят младенцев чаще, чем взрослых. Такова наша традиция. Почему тогда могие из крестившихся так и не становятся христианами, по крайней мере, этого по ним сказать нельзя в данный момент времени?

В среднем православными считают себя больше половины граждан России, но сознательными верующими, живущими по заповедям, посещающими богослужения и участвующими в таинствах Церкви, можно приблизительно назвать цифру в 2-3%. Это очень мало. Мало, поскольку для нравственного, духовного возрождения нужна цифра влияния. Это минимум 10%. Конечно, Господь не называет эту цифру, когда говорит о малом стаде, или о закваске. И конечно, Господь может все. Но Он никогда не вмешивается в нравственный выбор человека. Это мы делаем сами. И задача здесь простая – христиане должны стать светильниками для других, как сказано в Евангелии от Матфея (5:14–16): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Это миссионерская заповедь для каждого христианина. Не единственная. Есть еще и вероучительное миссионерство.
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20) Это заповедь, которую воскресший Господь дал Своим ученикам, апостолам. Значит ли это, что только апостольское служение (то есть епископы) могут заниматься миссией? Конечно, нет. Вот толкование на эти стихи святителя Феофилакта Болгарского и Иоанна Златоуста: “Кто они, бедные рыбари Галилейские, чтобы им идти по всему миру, когда они едва имеют смутное понятие о существовании каких-то народов, когда они и в своей-то стране, на родном языке, едва могли передавать учение своего Учителя, постоянно обращаясь к Его помощи за разъяснениями; а теперь – как они пойдут по всему миру, ко всем неведомым народам, и притом одни, без Учителя, Который, казалось, прощается с ними уже навеки?.. Любвеобильный Сердцеведец видит их смущение и изрекает им, а в лице их и всем верующим, всей Церкви Своей, великое обетование. Не говорите Мне о препятствиях, – вещает Он: и се, Я с вами, Я, Всесильный, с вами, не бойтесь ничего, – Я с вами, со всеми истинно в Меня верующими, всегда, во все дни до скончания века. Аминь! Истинно, непреложно слово Мое! И с радостью внимали ученики этому утешительному слову Господа, и сердца их исполнялись мужеством и готовностью на все подвиги ради своего возлюбленного Учителя. «Не видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – опять силы Его? Не с ними только будет находиться, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли жить до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу.”
Следовательно, каждый, исповедующий Христа, может в случае необходимости сам крестить. Но по общим правилам у нас таинство крещения совершается вместе с таинством миропомазания в храме священниками, хотя только Бог в полном значении слова является Совершителем всех таинств.
Теперь, что касается учительства. Уместно привести здесь цитату из 1 Кор: 12: 4-13:
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
Учить, отправляться на проповедь, заниматься миссионерской деятельностью может только тот, кто имеет такой дар и благословение Церкви.
Кстати, об этом же говорит и Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2025) “О свободе совести и о религиозных объединениях”, статья 24.2. “Порядок осуществления миссионерской деятельности”: 1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
То есть, если я решу заниматься вовлечением в православное христианство всех, кто себя к таковым не относит, мне на это надо письменное благословение религиозной организации. Просто пойти на улицу или посетить со своей проповедью какое-либо мероприятие незаконно без такого разрешения.
Да, вести аналогичную деятельности в СМИ, интернете также нельзя без соответсвтующего разрешения. Стоп! А как же Конституция, гарантирующая свободу слова?
“Системообразующим признаком миссионерской деятельности, отметил КС, является распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые, не будучи его последователями, вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений. При этом не может квалифицироваться как миссионерская деятельность публичное распространение указанных сведений, нацеленное на нейтральное информирование окружающих о религиозном объединении, его деятельности.”
Именно поэтому я пишу сейчас этот пост и не переживаю о том, что могу нарушить ФЗ № 125.
А вот, чтобы не ввести никого в заблуждении – об этом всегда начеку.
Кстати, вернемся к тому, кто может проповедовать и учительствавать, а также быть блогером, освещающим вопросы христианской веры и богословия.
Я не мужчина. Могу ли я учить? Могу ли я проповедовать? Ну или хотя бы вести блог о христианстве? Мы не будем сейчас касаться моих даров, а только учитывать мое биологическую женскую особенность. Могу или нет?
Я знаю, что могу. Я это делала, и не раз. Почти каждый день. Ведь я мать. Но это не считается – так могут некоторые сказать. Воспитание в христианских традициях – это не проповедь. Ну да как сказать…
Проповедовать – возвещать волю Бога. Может ли Бог открывать волю через женщину? Кто скажет нет? Если Он и через животных это делал (вспомните говорящего осла в Ветхом Завете). Кто посмеет ограничить Бога в Его могуществе? Разве безумец.
Кто первый принес весть о воскресшем Христе? Кто такие святые равноапостольные жены: Мария Магдалина, Нина и другие?
Мы знаем, что есть в нашей церки и женщины-катехизаторы, миссионеры, учителя в воскресных школах… богословы, доктора теологии…
Задам еще один вопрос, который многих повергнет если не в шок, то в смущение: может ли женщина проповедовать в церкви с амвона, как это обычно делает священник во время или сразу после литургии в храме?
В Ветхом Завете это было невозможно. Новый Завет меняет, или, правильнее сказать, расширяет границы возможностей и свободы. Согласно апостолу Павлу из его Послания к Колоссянам (глава 3, стих 11): «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни Скифа, ни раба, ни свободного человека, но всё и во всём Христос». И также он говорит об этом в Послании к Галатам 3 стих 28 — синодальный текст: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе”. Все равны перед Богом, ценны в Его очах.
Женщина может проповедовать с амвона в храме, так же как и мужчина. Нет для этого препятствий с точки зрения пола. Другие препятствия есть. Прежде всего многовековая традиция, к которой с трепетом и чуть ли не идолопоклонством относятся любители всего старинного. Помните про мифическую установку, что раньше все было лучше? Это отголосок нашего архетипа в подсознании о золотом веке, или, возможно, жизни в раю.
В Новом Завете есть такие слова “…жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви” (1 Кор. 14:34-35). Про что это? Большинство прямо понимает запрет апостола как запрет на учительство в церковном собрании. Но есть тогда неувязочка. Прискилла проповедовала в том числе и в церковных собраниях. Она имела такой дар. Скорее всего, апостол Павел имел в виду, что женщины, как народ неграммотный, постоянно задавали вопросы в церковном собрании, а кто уже знал ответы, то пытался учить других. Это все создавало шум и неразбериху. Поэтому апостол и прибегает к такой дисциплинарной необходимости.
Так стоит ли держаться традиции, которая извращает понимание Нового Завета? Об этом я продолжу в следующем посте.

